Перенасыщенность рынка как ключевой фактор влияния — R. J. O’Brien
Основными темами мирового рынка масличных культур, а именно сои, по итогам половины сезона-2015/16 стали перенасыщенность рынка и рост конкуренции. Особенно это прослеживается в последних прогнозах USDA, согласно которым запасы соевых бобов в мире оцениваются на уровне 80,4 млн. тонн против 77 млн. тонн годом ранее. Рост производства сои в Аргентине и Украине, а также увеличение экспортных поставок из последней являются ключевыми факторами при формировании рыночной конъюнктуры. Единственные ли это причины сложившейся ситуации, и какбудут формироватьсяцены во второй половине сезона? На эти и другие вопросы журналистам ИА «АПК-Информ» ответил эксперт и заместитель вице-президента ведущей американской инвестиционной компании R. J. O’Brien Жолт Винце.
— Господин Винце, как Вы оцениваете развитие ситуации на рынке масличных во второй половине 2015/16 МГ, учитывая начало поступления на рынок рекордного урожая южноамериканской сои, который все же будет ниже изначальных ожиданий?
— Говоря о ситуации на мировом рынке масличных в целом, стоит отметить, что рынок в буквальном смысле перенасыщен. Так, оценки USDA являются прямым подтверждением этого. Согласно февральским прогнозам аналитиков, общее производство масличных культур в 2015/16 МГ составит 527,37 млн. тонн, что хотя и ниже прошлогоднего показателя — 534 млн. тонн, однако превышает уровень 2013/14 МГ на 23 млн. тонн. В результате конечные запасы достигнут 91,2 млн. тонн против 90,8 млн. тонн в прошедшем сезоне и 77,85 млн. тонн в 2013/14 МГ.
Стоит также отметить существенное ослабление спроса со стороны Китая по сравнению с предыдущими месяцами. Основной причиной являются те же высокие запасы масличных в стране — прогноз на текущий сезон 16,43 млн. тонн, включая 15,18 млн. тонн соевых бобов. Как результат, ожидаем роста конкуренции со стороны ключевых стран-экспортеров.
Что касается ситуации на южноамериканском рынке, то ожидаемый рекордный урожай сои, уборка которой не так давно началась в Бразилии1 (прогнозируемый объем производства — 100 млн. тонн), пока не может служить достаточным фактором влияния на формирование ценообразования. По нашим прогнозам, в краткосрочной перспективе цены на масличном рынке будут носить понижательный характер. Повышения стоит ожидать не ранее сентября-октября т. г.
— Насколько конкурентоспособной будет соя из США на мировом рынке во второй половине сезона, учитывая значительную конкуренцию со стороны южноамериканской продукции, а также высокий курс доллара и ослабление национальной валюты в Бразилии и Аргентине?
— Американская соя уже сейчас занимает позицию, аналогичную пшенице, а именно, потеря доли на мировом рынке, несмотря на стабильно высокие объемы производства второй год подряд — порядка 107 млн. тонн. Основной причиной является рост конкурентоспособности соевых бобов из Бразилии и Аргентины. Ослабление курса местных валют по отношению к американскому доллару, а также политика нового правительства Аргентины, а именно, снижение пошлины на экспорт соевых бобов на 5 % — до 30 %, являются ключевыми факторами.
В результате ожидается снижение экспорта сои из США до 46 млн. тонн против 50,2 млн. тонн, поставленных на мировой рынок в прошлом сезоне. При этом расширения географии поставок не ожидается, что также повлияет на долю американской сои в ТОП мировых экспортеров.
— Как будет развиваться спрос на сою со стороны Китая, учитывая достаточно высокие объемы закупки масличной в первой половине сезона, а также замедление темпов роста экономики в стране?
— Как я уже говорил ранее, несмотря на высокие темпы закупок сои с начала сезона, на данный момент отмечается существенное ослабление спроса со стороны Китая. При этом на протяжении ближайших шести-девяти месяцев спрос будет лишь снижаться. В свою очередь, понимание того, что для поддержания столь высоких запасов не только сои, но и рапсового масла и кукурузы необходимо достаточное количество финансов, может лишь усугубить экономическое положение страны.
Вместе с тем, если говорить о долгосрочной перспективе развития рынка сои, то спрос вновь будет высоким. Основным фактором станет недавняя отмена государством политики одного ребенка2. Я имею в виду тот факт, что в Китае проживает более миллиарда населения, и сейчас разрешено иметь больше одного ребенка в семье абсолютно всем, что соответственно лишь увеличит не только спрос на продукцию, но также существенно повысит темпы роста экономики в ближайшие 3–5 лет.
— Ожидаете ли Вы активизации продаж сои аграриями Аргентины, которые на данный момент реализуют продукцию не столь активно, как ожидалось после снижения пошлины на экспорт сои в стране?
— Я считаю, что аргентинские фермеры лишь снизят темпы продаж соевых бобов. Желание правительства страны активизировать продажи масличной не совпало с желаниями местных фермеров. Увеличение продаж хотя и отмечалось сразу после снижения пошлины, однако было кратковременным. Основная концентрация деятельности аграриев пришлась на пшеницу и кукурузу. При этом мелкие и крупные производители уже успели распродать свои запасы. В свою очередь, большинство крупных предприятий предпочитают сдерживать продажи, реагируя на валютные изменения и защищая себя тем самым от инфляции. По их словам, они ждут момента, когда американский доллар будет равен 18 аргентинским песо3.
— Как будет развиваться ценовая ситуация на рынке растительных масел в свете снижения производства пальмового масла и при этом высокого предложения соевого масла?
— На данный момент у нас есть два ключевых фактора влияния на ценообразование на мировом рынке растительных масел. Во-первых, это Индия, основной драйвер рынка в условиях рекордных импортных закупок. Ситуацию, наблюдающуюся в Индии, можно сравнить с той, которая произошла в Китае десять лет назад. А именно рост населения страны и соответственно спроса, с которым не смогло справиться внутреннее производство.
Вторым фактором является Аргентина, которая существенно повышает конкуренцию среди основных стран-экспортеров растительных масел ввиду растущих собственных объемов переработки и, повторюсь, «слабой» валюты.
В результате указанных факторов возможны лишь два сценария. В первом мы рассматриваем стандартный сезон, без каких-либо существенных отклонений от средних показателей в течение ближайших шести месяцев. В данном случае повышения цен ожидать не стоит. Если же уровень производства к осени превысит среднестатистический, то вполне вероятен сценарий номер два, а именно снижение цен.
— Что Вы думаете о зависимости цен на растительные масла от рынка нефтепродуктов в этом сезоне? Внесут ли какие-то коррективы последние новости о соглашении РФ, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара о сохранении объемов добычи нефти на уровне, не превышающем январского, особенно без участия Ирана?
— Согласно статистическим данным, в январе т. г. объем производства нефти в Саудовской Аравии и России стал рекордным. Однако я бы не стал уделять данному факту слишком много внимания. Ведь рынок нефти на данный момент слишком перенасыщен. Говоря простыми словами, у нас очень много нефти при недостаточно высоком спросе. Кроме того, не стоит забывать о китайском факторе.
При этом ОПЕК, контролирующая около 2/3 мировых запасов нефти, заявляет о том, что входящие в нее страны не планируют снижать собственное производство. На их долю приходится порядка 35 % от всемирной добычи, или половина мирового экспорта нефти. В свою очередь, хотя Иран не на первом месте в списке мировых производителей нефти, но после снятия санкций ему нужны деньги. Соответственно, лучшая возможность их заработать — это увеличить продажи нефти на мировой рынок. В результате конкуренция среди экспортеров нефти лишь возрастет, особенно в южноазиатском направлении, а именно — Южной Кореи, Индии и Малайзии.
Кроме того, многие страны сейчас находятся под «финансовым давлением» по причине валютных колебаний. Так, например, в России курс рубля по отношению к американскому доллару уже превысил уровень 72, и это еще не предел.
Также ввиду перенасыщенности рынка вполне вероятны финансовые проблемы и у США в ближайшие два месяца. Кроме того, скажу, что 2016 год только начался и цены на нефть могут снизиться еще существеннее.
Но давайте попытаемся спрогнозировать ситуацию на 2017/18 МГ. В случае если рынок решит проблему с высокими запасами, то вполне вероятен рост цен. Однако максимальные цены вряд ли когда-либо достигнут $90–100 за баррель. Максимум, который прогнозируем, — это $50–60. Реальная цена — это $60.
Что касается зависимости цен на растительные масла от рынка нефтепродуктов, то да, такое прослеживается. Вернее, прослеживалось до настоящего времени. Если посмотреть на график корреляции цен на соевое масло и нефть за последние несколько лет, то линии 2016 года расходятся. Цены на соевое масло растут, на нефть — снижаются. В дальнейшем, а именно в 2017 году, вполне возможен возврат к единой тенденции. Относительно текущего года достаточно сложно спрогнозировать ситуацию. Такого расхождения в ценах мы не видели уже несколько лет.
— Что Вы можете сказать о развитии рынков биодизеля и рапса?
— По последним прогнозам, ожидается увеличение объемов мирового производства биодизеля в 2016 году до 31 млн. тонн. Однако доля рапсового масла в производстве данного вида топлива может снизиться в основном за счет ЕС.
Что касается ситуации конкретно на рынке рапса, то основное внимание приковано к развитию данной отрасли в Китае. Многие китайские компании заявляют о желании снизить темпы импорта на фоне высоких конечных запасов рапсового масла. Такая политика может расцениваться только как негативный фактор и отразится на ценах как на рапс, так и на продукты его переработки. Цены на рапсовое масло становятся все ближе к соевому.
Единственным положительным фактором является Канада с растущими объемами производства и «дешевой»валютой.
— И в заключение выделите, пожалуйста, основные факторы влияния на ценообразование в сельскохозяйственном секторе в ближайшие 3–4 месяца.
— Валютные изменения. Зависимость валюты стран — основных мировых игроков, таких как российский рубль, бразильский реал, аргентинское песо, от американского доллара — это тот фактор, который стоит на первом месте уже не первый день. При этом существенных валютных изменений в ближайшие месяцы мы не прогнозируем.
Кроме того, политический и макроэкономический факторы, которые диктуют «погоду» на рынке США.
Однако, несмотря на все вышеуказанные факторы, темпы торговли сельскохозяйственной продукцией сохранятся на прежнем уровне.
В рамках конференции VegOils&Meals (Роттердам, отель Hilton), которая состоится 2–3 июня при поддержке порта Роттердама, Жолт Винце, R. J. O’Brien, выступит с докладом на тему: «Ценовые тенденции на мировом рынке сырьевых товаров: когда стоит ждать возвращения повышательного тренда?»
1. По состоянию на 19 февраля уборка сои в штате Мату-Гросу была выполнена на 39 %, что превышает прошлогодние темпы (35 %)
2. Политика Китая в отношении контроля рождаемости
3. Курс на 1 марта 1 USD = 15,9 ARS