Подсолнечное масло на глобальном рынке: помня горькую судьбу украинского сахара
Масложировая промышленность — локомотив развития АПК Украины. Мы видим стабильный рост инвестиций в производство, эта тенденция не прерывалась практически ни на один год. Урожай подсолнечника и некоторых других масличных культур постоянно растет. Уже два года как посевные площади под подсолнечником и пшеницей практически неизменны.
Масличные культуры имеют наилучшую маржу. Однако, если по итогам 2016 года рентабельность подсолнечника была на уровне 60 %, то по итогам 2015-го эта рентабельность составляла 80 %. Видна тенденция к снижению. В мировом производстве подсолнечного масла доля Украины составляет чуть менее 34 %, в мировом экспорте — более 57 %. Это показатель роли Украины на глобальных рынках.
Прогноз цен и новые тенденции
Мы разделяем прогнозы авторитетных международных исследователей, которые говорят о сравнительно медленном росте цен до 2025 года. Не так сложно прогнозировать цены, как сложно понимать и анализировать факторы, влияющие на движение цен. Какие же это факторы? Прежде всего, фактор роста производства растительных масел. Из года в год все больше масла предлагается на глобальных рынках. При этом новым фактором является необычная парадоксальная реакция рынка — цены падают, а производство и предложение продолжают расти. Ранее в случае снижения цен на какой-либо товар его производство снижалось, это способствовало достижению баланса спроса и предложения. В настоящее время это не так, и это важная новая деталь в поведении сырьевых рынков.
Еще один нюанс — отставание темпов роста потребления от темпов роста экономики. Темпы роста глобальной экономики только начинают восстанавливаться, обостряется проблема долгов. Так госдолг США уже превысил $20 трлн. Темпы роста потребления заметно отстают от роста экономики, происходит размывание границ среднего класса — главного потребителя многих товаров. В целом это новые факторы, которые влияют на поведение цен, делают прогнозы менее надежными.
Влияние глобальных факторов на масложировой комплекс Украины
Прежде всего, хотелось подчеркнуть, что индекс открытости экономики Украины достигает 90–95 %. На практике это означает, что основные тенденции развития экономики, включая и масложировой комплекс, определяются внешними факторами.
В масличном секторе в настоящее вермя наблюдается ситуация своеобразного самоуспокоения: инвестиции в наращивание мощностей растут, растет урожай подсолнечника и сои, тенденция на повышение производства. В этих условиях отслеживание новых глобальных тенденций и новых рыночных факторов уходит на роль чуть ли не третьестепенных задач.
Однако уже сегодня игнорирование новых факторов может привести к весьма негативным последствиям. Это не просто слова. Примером служит история сахарного сектора. В 1990 г. Украина была № 1 по производству свекловичного сахара в мире, эта отрасль давала 15 % бюджетных поступлений, наша страна входила в первую пятерку мировых экспортеров. Но сегодня количество сахарных заводов с 200 уменьшилось практически в пять раз.
Что привело к таким последствиям? Мы пришли к выводу, что в начале 1990-х годов не было учтено появление новых факторов. Первый: возможность потери рынка стран бывшего СССР. Вторая тенденция: на мировом рынке резко выросла роль тростникового сахара. Он намного дешевле свекловичного. Это явно напоминает конкуренцию между дорогим подсолнечным и дешевым пальмовым маслом. Третье: нарастание конкуренции на рынке свекловичного сахара.
Если сегодня мы посмотрим на первый фактор, то 45 % сбыта подсолнечного масла из Украины приходятся на Индию и Китай. Если добавить импорт ЕС, получим 75 % экспорта на три рынка. Да, Украина продвинулась в Индии и КНР, заметен впечатляющий рост. Но давайте посмотрим на тот же китайский рынок, что сегодня там происходит. Уже другие производители наращивают производство и экспорт, постепенно замещая украинское масло.
Конкуренты в Черноморском регионе
Конкурировать с подсолнечным маслом Украины будут российские производители. Так, в Новороссийске началось строительство терминала по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн т в год (плюс действующая перевалка в Тамани мощностью 1,2 млн т в год). Важно также, что с 2015 г. наблюдается тенденция к увеличению объемов экспорта подсолнечного масла РФ, которые составят в 2017/18 гг. более 2 млн т. Растет экспорт российского масла в Китай и Индию.
Другим важным игроком черноморского региона является Турция. Импорт подсолнечника там снижается на протяжении 7–8 лет. Дело в том, что традиционные поставщики масличного сырья в Турцию (Румыния, Болгария и Молдова) все больше предлагают именно масло, но не семечку. Они инвестировали в строительство маслоэкстракционных заводов, все большая часть прибыли остается в этих странах. Ответ Анкары был вполне логичен — Турция повысила импорт сырого подсолнечного масла, ввоз подсолнечника резко упал.
Специалисты УкрАгроКонсалта объясняют такое поведение турецкого бизнеса тем, что экспортёры этой страны получают свою маржу на рафинации и бутилировании подсолнечного масла. Мощности по рафинации масла в Турции достигают 4 млн т, уровень их загрузки составляет 70 %.
Поведение турецких экспортеров подобно украинским — основной рынок подсолнечного масла Турции — Ирак, и этот рынок потребляет более 60 % всего рафинированного бутилированного турецкого подсолнечного масла. Но в Ирак начал активно импортировать сырое масло и инвестировать в мощности по рафинированию и бутилированию.
Иракский бизнес стремится избавиться от посредника, забрать себе долю добавленной стоимости, которая прежде аккумулировалась в Турции. Поэтому импорт подсолнечного масла (преимущественно нерафинированного) из Украины в Ирак вырос практически в 7 раз. Я не ошибусь, если скажу, что в следующие 2–3 года сохранится такая тенденция роста экспорта подсолнечного масла.
Вызов пальмового масла и давление на цены
На процесс ценообразования подсолнечного масла весьма существенно влияет производство наиболее дешевого масла — пальмового, к уровню которого стремятся и цены на другие масла. Его производство к 2025 году увеличится еще на 20–25 млн т, а доля других масел в глобальном предложении будет снижаться. Это очень напоминает конкуренцию между свекловичным и тростниковым сахаром.
Цены всех растительных масла будут стремиться к наиболее дешевому и массовому товару, который предлагается на рынке. Мы уже видим устойчивую тенденцию сближения цен между пальмовым и подсолнечным маслом.
Текущая позиция и стратегия масложирового комплекса Украины возникли не на пустом месте, они являются результатом действия целого ряда факторов. Рынок совершенно необоснованно уверен, что действие этиъ факторов продлится еще 10, а то и все 20 лет. К сожалению, это не так и ситуация меняется очень быстро, что требет такой же бфстрой и эффективной адаптации стратегий.
К тому же старых условий, которые привели к нынешней ситуации в производстве и экспорте подсолнечного масла, может не быть.
Первый фактор, который действовал в течение предыдущих 20–25 лет: дешевая аренда земли. В связи с грядущим открытием рынка земли можно с уверенностью прогнозировать рост цен и на аренду, и на покупку земли. Законодатель установил, что аренда земли не может быть меньше 3 % нормативной стоимости, сейчас аренды доходит до 15 % от нормативной стоимости.
Второй фактор: стоимость рабочей силы. Фактор низкой стоимости рабочей силы в Украинепрактически исчерпал себя.
Третье: девальвация национальной валюты значительно усилила стимулы Украины к наращиванию экспорта. Но примерно к середине 2015 года достигнута макроэкономическая стабилизация, что резко снизило роль этого фактора.
Четвертое: налоговые льготы. Режим льготного администрирования НДС для фермеров отменен с 1 января 2017 г. Прямые выплаты правительства из Госбюджета растут, но их эффективность все еще под вопросом.
Пятое: высокоэффективное оборудование, которое было установлено за предыдущие 10–15 лет. Думаю, это тот ключевой фактор, который будет работать в следующие 10–15 лет.
Последствия снижения маржи: концентрация и предпосылки монополизации
Результаты наших исследований показывают в блидайшие 5–7 лет вероятен следующий сценарий. Дальнейшее снижение маржа производителей масла через усиление конкуренции приведет к росту концентрации, даже, возможно, к монополизации сектора. Общее количество предприятий по производству масла сократилось за последние 10 лет, но одновременно растет доля предприятий мощностью более 50 тыс. т подсолнечника в год. Фактически это повторение тех тенденций, которые мы видели в сахарном секторе.
Нарастание тенденции к монополизации будет сопровождаться снижением рентабельности выращивания подсолнечника для фермеров и их переключением на другие культуры. Это может привести к подрыву сырьевой базы, снижению производства и конкурентоспособности подсолнечного масла на мировом рынке. Мы не исключаем, что масложировой сектор будет вынужден обращаться за крупными бюджетными выплатами.
Брендирование, отдельный сектор и «поход» к потребителю
Что может быть ответом на указанные выше вызовы? На наш взгляд, необходимо формировать особый сектор на глобальном рынке растительных масел — а именно сектор подсолнечного масла. Правила работы в таком секторе будут определяться Украиной как крупнейшим производителем и экспортёром подсолнечного масла. Безусловно должен измениться имидж подсолнечного масла — его следует продвигать как пищевой продукт премиум качества. В маркетинговой политике это позволит подняться от сырьевого уровня на оптовый и, возможно, на розничный рынок. Достигнуть указанных целей возможно только на основе создания и продвижения национального бренда подсолнечного масла.
Осуществление стратегии по формированию на мировом рынке растительных масел сектора подсолнечного масла могла бы способствовать решению целого ряда задач, в частности, снижению волатильности цен на рынке, стабилизации маржи фермеров и производителей масла, росту платежей в государственный бюджет. Разработка и принятие новой адаптированной стратегии масложирового комплекса Украины также приведет к расширению потенциала по решеию важных социальных проблем.
Сергей Феофилов, генеральный директор консалтингового агентства»УкрАгроКонсалт»